О том, как работало здравоохранение Ленинграда в период блокады
К середине 1941 года в городе с более, чем 3-миллионным населением функционировала четко структурированная система охраны здоровья жителей, основанная на принципах новой, советской власти. Работали медицинские учреждения различного профиля, доступные для всех категорий населения (поликлиники для взрослых и детей – 71 и 79 соответственно, 77 больниц, 58 диспансеров, здравпункты предприятий, городская санитарно-эпидемиологическая служба, станции и пункты скорой помощи и др.). В Ленинграде действовало 22 научно-исследовательских медицинских института различного профиля, многочисленные научные медицинские общества, издавалось несколько медицинских журналов.
Руководство городским здравоохранением осуществлялось Ленгорздравотделом (Городским отделом здравоохранения), руководителем которого был профессор Никитский Владимир Семёнович. В марте 1942 года его сменил Машанский Фёдор Исаакович, профессор, советский нейрохирург, учёный-медик. Человек очень жесткий, требовательный к себе и окружающим, он сумел за короткое время перестроить работу Ленгорздравотдела с учетом требований сурового времени блокады. Принимая нестандартные решения, он подчас рисковал не только своим авторитетом, но иногда и судьбой. Об этом Машанский пишет в своих воспоминаниях, опубликованных в книге «Медики и блокада: взгляд сквозь годы», подготовленной и изданной в 1997 году по инициативе Ассоциации блокадников города-героя Ленинграда. С большим уважением профессор Машанский вспоминает своих коллег по Ленгорздравотделу (первого заместителя Павла Дмитриевича Никифорова, руководителя Санитарного управления Михаил Яковлевич Никитин, руководителя управления детства Э.И. Волчек, заведующего противоэпидемическим отделом Илья Маркович Аншелес, начальника внебольничной помощи Израиль Вениаминович Назимов, главного судебно-медицинского эксперта Николая Ивановича Ижевского, заместителя по планово-финансовым вопросам Григория Симоновича Левина).
Огромную роль в работе Ленгорздравотдела играли главные специалисты, каждый из которых возглавлял соответствующее направление медицинской практики. Легендой тяжелого времени блокады стал главный терапевт города профессор Михаил Дмитриевич Тушинский, координировавший деятельность самого многочисленного отряда врачей - терапевтов стационаров и поликлиник. Несмотря на тяжелые условия жизни города, заседания общества проводились регулярно и собирали большое количество слушателей из различных его районов. В октябре 1942 года, открывая заседание, посвященное окончанию первого года блокады, М.Д. Тушинский сказал фразу, ставшую классикой блокадного периода: «Прошел год. Год, который никто из переживших не сможет забыть, и никто из непереживших представить себе не сможет». Осень в тот год была ранняя, холодная, все слушатели сидели в пальто, заседание проходило при свечах, но аудитория была заполнена до отказа.
В блокадном Ленинграде продолжали работать 22 научно-исследовательских института (НИИ) медицинского профиля, работа которых была перестроена в соответствии с требованиями времени. Т.В.Попова в своих воспоминаниях пишет, что весь период блокады она совмещала работу старшим научным сотрудником во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (ВИЭМ) с практической деятельностью в лаборатории Политехнического института. В день на дорогу уходило 5-6 часов в условиях голода, холода, отсутствия транспортных средств. Затем Т.В.Попова была переведена в клинику 1 Ленинградского медицинского института. В 1943 году на первой научной конференции ВИЭМа, организованной в период еще продолжающейся блокады, за хорошие показатели в работе она получила благодарность от директора института.
Несмотря на жесткие условия блокады, исследования, проводимые во всех НИИ, находили свое отражение в регулярно проводимых научных конференциях и публикациях. Иногда статьи печатались на газетной бумаге, но тем не менее они становились частью долговременногофонда исследований, выполненных в крупном научном мегаполисе. В определенной степени деятельность НИИ координировалась Ленгорздравотделом, при котором функционировал Ученый совет, издавалось несколько медицинских журналов.
Автор материала: Татьяна Михайловна Голубева, научный консультант и автор концепции Музея медицины блокадного Ленинграда Санкт-Петербургского госпиталя ветеранов войн